14 июля, по благословению священноархимандрита Свято-Никольского мужского монастыря, Его Высокопреосвященства Митрополита Омского и Таврического Владимира был установлен специально изготовленный, дубовый, резной киот, в который была заключена древняя икона Святителя Николая Чудотворца архиепископа Мир Ликийских. Образ относится к иконографическому типу «Никола Можайский». Икона была установлена в левой части храма, у солеи.
В воскресенье, после Божественной литургии, в собрании монастырского духовенства, был отслужен молебен Святителю Николаю Чудотворцу. После которого был торжественно окроплен святой водой новосооруженный, резной, дубовый киот с помещенной в него иконой. Духовенство и прихожане приложились к древнему образу, возблагодарив Бога и Святителя Николая. Благотворители пожелали остаться неизвестными.
Николай Чудотворец (Можайский)
Святитель Николай Чудотворец – самый почитаемый святитель на Руси с древнейших времен – родился в Малой Азии во второй половине III века в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия в семье состоятельных родителей-христиан, в юности был отдан на служение Богу под руководством своего дяди, епископа Патарского. Дядя возвел его в сан священника. Вся жизнь святителя действительно была образцом христианского служения Богу и людям. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, которое отдал его на нужды благотворительности. Святитель Николай был епископом города Миры Ликийские в Малой Азии (современный г. Демре), его подвижническая жизнь и чудеса снискали славу еще при жизни. Святитель принял участие в Первом Вселенском соборе 325 года, на котором осудил ересь Ария, отрицавшего Божество Сына Божия Иисуса Христа. Согласно церковному преданию, за пощечину нечестивому Арию он был лишен священства, Сам Спаситель и Божия Матерь принесли Николаю Евангелие и омофор – знаки святительского достоинства. Это событие называется Никейским чудом и изображается почти на всех иконах святого. Святитель Николай умер около 345 года и похоронен в городе Миры Ликийские. В 1087 году, когда город взяли турки, его мощи были перенесены в итальянский город Бари.
Местное почитание святителя началось сразу после его смерти. В Константинополе его культ оформился в IV – VII веках. На Русь почитание святителя Николая приходит с принятием христианства, с XI века получает широкое распространение. Иконографический тип Николы Можайского представляет святителя в рост с разведенными в стороны руками: в правой руке – меч, а в левой – символическое изображение города. Название закрепилось по месту нахождения чудотворного образа – г. Можайска. Впервые определение иконографии «Никола Можайский» произошло в конце XVI века в писцовых книгах Можайска для отличия от прочих изображений святого. Прототипом иконографии является резная деревянная скульптура святителя Николая. Создание скульптуры связывается с местной легендой: во время нападения на город его защитникам чудесно явился святитель Николай, стоящий в воздухе над собором с мечом в одной руке и с собором в другой руке. Собор в знак сохранения его был обнесен крепостными стенами. Устрашенный грозным видом святителя неприятель бежал, а спасенные жители «сделали резное изображение чудесного явления». Мнения исследователей об истоках иконографии различны. А.И. Некрасов считал ее заимствованной в Западной Европе, «где культивировался образ воинствующего епископа с мечом в руке». В.И. Антонова считает, что прототипом иконографии послужило распространенное изображение святителя Николая Зарайского.
Наиболее ранним изображением этого иконографического типа является скульптура «Никола Можайский» XIV века из собрания Государственной Третьяковской галереи. Она получила название «Можайский» по месту своего происхождения из города Можайска, откуда вывезена Н.Н. Померанцевым в 1933 году. Наибольшее распространение образы святителя Николая (Можайского) получают в скульптуре и иконописи XVI – XVII веков.