Великий пост иначе называется Святой Четыредесятницей, однако Светлое Христово Воскресение всегда приходится не на сороковой день от начала великопостных трудов, а на сорок девятый. Это недоумение легко рассеять, если внимательно рассмотреть церковный календарь. Святая Четыредесятница, начинаясь в понедельник первой седмицы, завершается в пятницу шестой, продолжаясь, таким образом, ровно сорок дней.
За девять дней до Пасхи Господней Православная Церковь предлагает своим чадам два праздничных дня — Лазареву субботу и Вербное воскресенье, когда пост ослабляется, поскольку Святая Четыредесятница уже закончилась, а Страстная седмица еще не началась.
Устав не возбраняет есть в Лазареву субботу рыбную икру, а на праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) — и саму рыбу, растительное масло и немного вина.
Также позволительны благочестивые увеселения, к примеру, пасхальные ярмарки, соперничающие со старинными вербными базарами, столь красочно обрисованными Гиляровским и Шмелевым.
Кстати, в шмелевском романе «Лето Господне» мы находим трогательное описание Вербного воскресенья: «Все премудро сотворено… — радуется на вербу Горкин, поглаживает золотистые вербешки. — Нигде сейчас не найтись цветочка, а верба разубралась. И завсегда так, на св. Лазаря, на Вход Господень. И дерева кланяются Ему, поют Осанну. /…/ ребятишки там воскликали, в Ирусалим-Граде, Христос на осляти, на муку крестную входит, а они с вербочками, с вайями… по-ихнему — вайя называется, а по-нашему — верба. /…/ У Господа все живет. Мертвый камень — и тот живой. А уж верба-то и подавно живая, ишь — цветет. Как же не радоваться-то, голубок!».
С давних пор триумфаторы, по слову ветхозаветной книги Ездры, «увенчиваются и принимают победные пальмы». В 1-ой книге Маккавейской мы читаем, как Симон Маккавей, одержав значительную победу над сирийцами, вошел в Иерусалимскую крепость «с славословиями, пальмовыми ветвями, с гуслями, кимвалами и цитрами, с псалмами и песнями». А царю Ииуи, согласно 4-й книге Царств, после его помазания на царство постилали под ноги одежды.
Воскресив Своего друга Лазаря, Иисус явил небесную силу и славу, уверил учеников в грядущем Воскресении — Своем и общем воскресении всех умерших, которое произойдет в день Суда Божия. Даже великие пророки никогда не воскрешали тех, кто умер несколько дней назад. Иисус Христос властно сотворил невозможное человеку, поэтому толпа вокруг ликовала, когда Спаситель смиренно шел на страдания. Евангельское событие входа Господня в Иерусалим — единственный эпизод всенародного прославления Христа в Его земной жизни.
Путь в Иерусалим Того, Кто воскресил Лазаря, был устлан одеждами и пальмовыми ветвями. Так же, по свидетельству апостола Иоанна Богослова, мы будем приветствовать Царя в Небесном Граде: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр.7:9).
В нашем климате финиковые пальмы не растут, поэтому знаком торжества стала верба. Именно по этой причине праздник Входа Господня в Иерусалим называют Вербным воскресеньем. Другие его названия — Неделя Ваий (от греческого βαΐα — пальмовая ветвь), Цветоносная или Цветная. А еще так называется вся седмица, предшествующая торжеству.
В богослужебных текстах этот период также именуется «преддверием Лазарева животворения». Тесная связь двух празднеств — Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим — подчеркивается общим тропарем: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже, темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне». На русском языке это может звучать примерно так: «Уверяя, что будет общее воскресение мертвых, Ты воскресил Лазаря прежде Твоих страданий, Христе Боже. Поэтому мы подобно детям, нося знамение победы (то есть, подобно тем, кто держал пальмовые ветви как знамение победы), восклицаем Тебе, Победителю смерти: “Осанна в вышних, благословен Идущий во имя Господне”».
Богослужение Лазаревой субботы очень близко к воскресному, это редчайший случай, когда воскресная по форме служба совершается в иной день. Чинопоследование служб обоих праздников содержится в Постной Триоди. Богослужение Входа Господня в Иерусалим совершается в зеленых священнических облачениях, которые символизируют радость обновления природы и жизнь вечную.
Время возникновения и распространения в Православной Церкви обычая празднования Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим — IV-V века. Первоначально наиболее торжественно эти дни отмечались в Иерусалимской Церкви (свидетельство об этом можно найти, к примеру, в записках о паломничестве Эгерии в Иерусалим).
Песнопения Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим, составленные, начиная с VII века, звучат и поныне. Тексты для совершения праздничного богослужения были написаны преподобными Андреем Критским (канон на повечерии Лазаревой субботы, а также трипеснцы, т.е. каноны, состоящие из трех песен, на повечерии Входа Господня в Иерусалим), Косьмой Маюмским (четверопеснец, т.е. канон, состоящий из четырех песен, на утрени Лазаревой субботы и канон праздника Входа Господня в Иерусалим) и другими святыми.
В XVI—XVII вв. москвичи и гости столичного града могли стать свидетелями необычайного крестного хода в честь празднества Входа Господня в Иерусалим. Перед Божественной литургией паломники шли из Успенского собора Московского Кремля через Спасские ворота к храму Покрова на Рву (более известного нам как храм Василия Блаженного) для моления на Лобном месте. В процессии, помимо десятков клириков и сотен мирян, принимали участие царь и патриарх. Причем монарх смиренно вел под узду осла, на котором восседал предстоятель Русской Православной Церкви. Также только в этот день помимо традиционных икон и хоругвей верующие носили украшенное цветами и плодами дерево, которое по возвращении к Успенскому собору передавалось собравшимся для угощения. К началу XVIII века этот обычай полностью исчез.
***
Как понимать выражение «Осанна в вышних?
«Осанна» значит «Спаси сейчас». Это и просьба о помощи, обращенная к Господу, и хвалебное восклицание. Таким образом люди выражали радость, любовь и преданность Спасителю во время Его торжественного входа в Иерусалим.
***
Когда освящается верба? Что делать с веточками, сохранившимися с прошлого года?
Освящение верб бывает во время праздничного богослужения на Всенощном бдении. После чтения Евангелия священники совершают каждение верб, читают молитву на освящение и окропляют ветви святой водой. Окропление повторяется и в сам день праздника, после Божественной литургии.
Стояние с ветвями вербы и зажженными свечами — встреча невидимо грядущего Господа и приветствие Его как победителя ада и смерти.
Освященные вербы верующие с благоговением хранят дома до следующего года. Прошлогодние ветви сжигают или же пускают по течению реки.
Иудеи, встречая Господа, постилали Ему свои одежды. В древности одежда знаменовала собою душевное состояние человека, выражала собою его дух. Если кто-то снимал одежду и постилал ее пред каким-либо лицом, он показывал, что повергает самые возвышенные чувства свои — любви, уважения и благоговения — пред этим лицом. Вот и иудеи выражали готовность отказаться от самих себя и посвятить свои души и тела Царю Израильскому, Которого они встречали. Так точно должно и нам поступать при сретении Господа. Мы проявим свою любовь к Нему и радость о Его Пришествии тогда, когда сбросим с себя нашу греховную духовную одежду, загрязненную пороками, и оденемся в одежду чистоты, невинности и правды; когда откажемся от злой воли своей, и облечемся в нового человека, и себя всецело предадим в волю Христа Спасителя; когда безропотно и с покорностью будем нести свой крест, с любовью и самоотвержением перенося все скорби.
Израильский народ при встрече со Спасителем срезал пальмовые ветви и постилал их на Его пути. В Священном Писании под деревом очень часто подразумевается человек. Так, например, под добрым деревом — добрый человек, под сухим — человек худой, не приносящий плодов, добрых дел. Пальма же, отличаясь крепостью и красотой, знаменовала собой нравственную красоту. Когда израильтяне резали пальмовые ветви и постилали их под ноги Спасителя, этим они выражали доброе настроение духа и готовность следовать за своим Царем. Так и мы должны являть в себе добрые качества пальмы; наша добрая нравственная деятельность должна опираться на твердые убеждения веры, чтобы наша добрая жизнь никогда не засыхала и не предавалась порче и тлению, но всегда была свежей и цветущей.
Схиархимандрит Кирилл (Павлов)