В третье воскресенье по Пасхе Православная церковь отмечает праздник жен-мироносиц, которым посвящается и вся последующая неделя – на богослужениях исполняются песнопения в их честь. Этот праздник считается православным женским днём, но существует мнение, что роль этих женщин в укреплении веры в воскресшего Христа слишком преувеличена, одновременно с этим праздником воспоминаются праведные Иосиф Аримафейский и Никодим, которые занимались погребением Спасителя, когда Его ученики разбежались в страхе.
Важность участия жен-мироносиц в деле распространения вести о воскресшем Иисусе подтверждается описанием этого события во всех четырёх Евангелиях:
• в 28 главе Евангелия от Матфея содержится подробный рассказ, как повели себя две женщины – Мария Магдалина и другая Мария, подробно о которой говорят другие евангелисты, после погребения Христа, когда «по прошествии субботы пришли посмотреть гроб»; о том, что Господь воскрес, женщинам возвестил Ангел, отваливший им дверь гроба, он велел им сообщить об этом ученикам Христа, но на их пути встретился сам Иисус, чтобы убедиться, что перед ними не призрак, они «ухватились за ноги Его и поклонились Ему».
• 16 глава Евангелия от Марка повествует о цели прихода Марии Магдалины, матери апостола Иакова и Саломии к пещере с гробом Господним, они несли ароматы — миро, откуда и пошло их обозначение, чтобы помазать тело Спасителя; они размышляли о необходимости отвалить камень от гроба, но он был уже отвален; там у женщин состоялась знаменательная встреча – юноша в блистающих белых одеждах сказал им о воскресении Иисуса и попросил донести эту весть до учеников и апостола Петра, что символично – Пётр, клявшийся в верности Христу, трижды отрёкся от Него.
• в Евангелии от Луки этому событию посвящена 24 глава, в которой описывается недоумение Марии Магдалины, Иоанны, Марии – матери апостола Иакова, кто отвалил тяжёлый камень от гроба; появление двух мужей в блистающих одеждах, укоривших их в поиске воскресшего Иисуса среди мёртвых, сильно напугало их; женщины сказали об этом 11 ученикам, то они не поверили им, только Пётр побежал ко гробу.
• главными действующими лицами 20 главы Евангелия от Иоанна являются Мария Магдалина, апостол Пётр и сам автор – апостол Иоанн Богослов, Мария Магдалина, увидев пустой гроб, говорит им о пропаже Господа.
Как видно, во всех четырёх Евангелиях, рассказывающих о женах-мироносицах, упоминается Мария Магдалина, которая пришла первой к пустому гробу. Это зрелище повергло её в отчаяние, о причине которого поинтересовались у неё два Ангела в белых одеяниях. Как раз в это время она «обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус» (Ин.20:14). Мария признала в Нём Господа только, когда Он назвал её по имени, но прикоснуться к себе для полной уверенности в том, что перед ней не призрак, не позволил.
О том, что Спаситель первой явился Марии Магдалине, также упоминает евангелист Лука. Почему же этой женщине, «из которой Иисус изгнал семь бесов» (Мк.16:9), воскресший Христос предстал первым? По утверждению святителя Луки Крымского, Мария Магдалина была самой ревностной проповедницей Евангелия. В её сердце была безмерная отвага, позволившая ей без страха в Пасху предстать перед императором Тиберием и вручить ему красное яйцо, после чего правитель уверовал.
Церковное предание гласит, что Иисус Христос первым оказался перед своей Матерью – Богородицей Марией. В кондаке Романа Сладкопевца, написанном на воскресение Иисуса Христа, ей принадлежат слова, объясняющие причину Его появления сначала женам-мироносицам: «случившееся было домостроительством, чтобы женщины, которые пали первыми, первыми и увидели Воскресшего».
Также на иконах мироносиц часто изображаются сёстры Четырёхдневного Лазаря – Марфа и Мария, Мария Клеопова, Сусанна, которые были знатными и богатыми женщинами. Все они упоминаются в Евангелии и играют важную роль во время земной жизни Христа. Они не боялись помогать Ему, несмотря на сложное положение женщин в обществе в те времена.
Жены-мироносицы, невзирая на серьёзные опасности, отправились ко гробу Господа, потому что были вдохновлены Его проповедью, они, не увидев Самого Спасителя там, тем не менее, нисколько не усомнились в том, что Он воскрес. Дальнейшей их целью стало донесение этой благой вести до остальных, они справились с этой задачей благодаря всеобъемлющей любви ко Христу.