Многие россияне в череде январских праздников выделяют Старый Новый год, представляющий собой соединение противоположных понятий – старого и нового. Такая ситуация демонстрирует уникальное сочетание двух календарей – Григорианского (новый стиль) и Юлианского (старый стиль).
Согласно церковному календарю Новый год идёт после Рождества Христова и отмечается 14 января, в современных реалиях всё наоборот, поэтому 14 января Православная Церковь уделяет вниманию двум другими праздникам – Обрезанию Господню и памяти святителя Василия Великого.
Между Рождеством Христовым и Крещением Господним стоит праздник Обрезания Господня, не являющийся Двунадесятым, но относящийся к Великим праздникам, что в церковном календаре выделяется красным крестом в круге и сопровождается Всенощным бдением. Чем так важен этот праздник, чтобы воспринимать его не только как напоминание о древнем обряде?
Обрезание стало отмечаться как праздник, начиная с IVв., оно берёт своё начало совремён Авраама – «Сей есть завет Мой, который Вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол»(Бытие 10:17). Суть обрезания: у каждого мальчика через 8 дней после рождения убиралась крайняя плоть, что делало его автоматически членом Израильского общества со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.
Дева Мария с самого начала явила своё смирение земным установлениям: Она, беременная, вместе с Иосифом-Обручником отправилась в Вифлеем для переписи, где и родился Спаситель в условиях, даже для человека, бывшими жалкими – в хлеву. Дальнейшая покорность Богородицы проявилась в том, что «по прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк 2:21).
Повеление закона было выполнено, но выше стояло Повеление Ангела – назвать Младенца Иисусом, такова была, на первый взгляд, скрытая цель Обрезания. Наречение имени позволило Младенцу стать одним из Израильского народа и стать Тем, кого люди стали почитать во веки веков. Объяснение произошедшему можно отыскать в тропаре праздника: «Ты, Иисус, благоволил родиться на земле от Девы, не познавшей мужа, поэтому и был обрезан, как человек, на восьмой день».
Значение Обрезания Господня можно рассматривать с трёх сторон. Во-первых, обряд показал, что Иисус Христос – Богочеловек, имеющий Божественную и человеческую природу. Он разделил боль других младенцев, чувствуя как человек, умея понимать горе и беду любого человека.
Во-вторых, Христос уважительно относился к установленным мирскими властями законам – «Кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф 22:21), такое же отношение было у Него к писаниям Пророков, многие из которых предрекали Его приход в мир. Иисус ясно говорит, что «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Мф 5:17). Такое же повеление Он даёт и всем людям, оно показывает христианское смирение, за которое «велика ваша награда на небесах» (Мф 5:12).
В-третьих, Обрезание Господне указывает на необходимость христианина бороться со своими грехами, постоянно очищать от них свою душу. Пример этого показал Спаситель, пройдя в младенчестве через процедуру физического избавления от части своей плоти. Ему не было в этом нужды, потому что Он был безгрешен, но он проявил великое смирение, показав модель поведения христианина.
Праздник Обрезания совпадает с другим праздником – днём памяти Василия Великого, являющегося одним из Отцов Церкви. У него были все предпосылки оставить свой след в богословии – он появился на свет в Кесарии в первой половине IVв. в знатной и образованной семье, был братом Григория Нисского, Петра Севастийского и преподобной Макрины.
Василий Великий, тщательно изучив светские науки, сделал выбор в пользу духовной жизни после длительного пребывания в святых местах. В начале 60-х гг. IVв. он был рукоположен в диакона, а вскоре – в пресвитера, в 370 году он стал Кесарийским епископом. Не зря святителя прозвали Вселенским учителем –он отлично ориентировался в Священном Писании, оставил после себя множество трудов. Всё это не мешало епископу проявлять милосердие и сострадание к ближним, помогать нуждающимся.
Святитель Василий Великий внёс огромный вклад в богослужебную жизнь, что видно 14 января, когда приоритет отдаётся службе Василия Великого над праздником Обрезания. Утром служится литургия, названная в его честь, такое бывает только 10 раз в году. Эта разновидность литургии появилась после горячей молитвы святителя Господу. Она характеризуется продолжительностью и особыми прошениями.
Празднуя Обрезание Господня и память Вселенского учителя 14 января, мы должны помнить, по словам Василия Великого, что «Чтит и прославляет Бога, кто исполняет волю Его; а бесчестит Бога, кто преступает закон Его».