Приглашаем паломников 22 мая принять участие в престольном празднике храма Свято-Никольского мужского монастыря поселка Большекулачье!
В эту дату по новому стилю Православная Церковь отмечает одно из двух главных торжеств, связанных с памятью святителя Николая Чудотворца, — день перенесения его честных мощей из византийского города Миры Ликийские в южно-итальянский город Бар, состоявшееся в 1087 году.
На Руси этот праздник получил народное название Никола Вешний, в отличие от Николы Зимнего 19 декабря н. ст. — дня упокоения святого, который преставился около 334 года в Мирах Ликийских (ныне город Дембре на юге Турции).
Рождество святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, произошедшее, согласно Преданию, приблизительно в 245 году в Патарах, в области Ликии в Малой Азии (неподалеку от современного средиземноморского курорта Фетхие), празднуется 11 августа н. ст.
Год назад часть мощей святителя Николая Чудотворца впервые в истории была принесена из Бари в Россию — страну, где в его честь освящены многочисленные храмы и монастыри; где в каждой церкви и в каждой православной семье есть его икона, в том числе и такие прославившиеся на нашей земле образы, как Можайский, Зарайский, Волоколамский, Угрешский, Ратный и др.; где множество воинов Христовых стали и, даст Бог, будут становиться во Святом Крещении его тезками; где еженедельно, каждый четверг, Святая Церковь чествует его память особыми песнопениями…
Преданную любовь христиан к св. Николаю Чудотворцу древний составитель его жития объясняет тем, что Угодник Божий «многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечения заступая и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет».
Благоговейное отношение русских людей к памяти святителя и дням его церковного поминовения сохранилось во все годы большевистских гонений на Церковь.
В городе Бари на Адриатическом побережье Италии можно не только поклониться мощам святителя Николая, покоящимся в крипте посвященной ему католической базилики, но и помолиться в русской церкви святого Николая, заложенной 22 мая 1913 года и закрытой лишь в 1937 году, когда здание перешло в собственность городского муниципалитета. С 2007 года православное подворье в Бари вновь полностью передано Московскому Патриархату.
Исторические детали события, которое в церковном календаре именуется перенесением мощей Николая Чудотворца, мы намеренно оставляем экспертам в этом весьма не простом вопросе.
Отметим только, что уже более двадцати лет власти Турции предпринимают попытки добиться возвращения мощей святителя Николая Чудотворца. В этом принимает участие «Международный совет мира имени святого Николая». В частности, в 2006 году его руководитель Муаммер Карабулут заявил: «Мы считаем своим историческим долгом возвратить на историческую родину, в город Демре (Миры Ликийские), мощи святого Николая, которые были похищены в 1087 году и увезены в Бари. Мы хотим, чтобы восторжествовала справедливость и была исправлена ошибка, совершенная столетия назад».
Тогда секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов сообщил, что, в случае возвращения мощей святителя Николая Чудотворца православные паломники могут быть лишены возможности совершать богослужения и молиться возле святыни: «Несмотря на то что мощи святителя пребывают в Бари в католическом храме, в определенные дни православные паломники имеют возможность совершать там православные богослужения. Не думаю, что они имели бы такую возможность в турецком городе Демре». Представитель ОВЦС подчеркнул, что «мощи святителя были вывезены из Мир Ликийских ввиду того, что эта область, некогда заселенная православными христианами, была завоевана иноверцами».