3 сентября на скиту преподобного Александра Свирского был освящен поклонный крест. Первоначально он был установлен в 1999 году.
В 1999 году на этих возвышенностях побывал Всероссийский Крестный ход «За Веру и Верность». Его участники отслужили молебен и установили памятный поклонный крест. По установившейся традиции с тех пор каждый Крестный ход поднимается на вершину первой возвышенности и у креста служится молебен.
Поклонный крест – укрепленный над входом или установленный при дороге крест, предназначенный для молитвенных поклонов перед ним. Поклонные кресты издревле устанавливались на Руси на въезде в города, станицы, и другие населенные пункты с молитвенным прошением у Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, о защите поселения сего силою животворящего Креста Господня. Многие крупные города огорожены с четырех сторон поклонными крестами.
По одной из версий первый Поклонный крест был установлен на Руси святой равноапостольной княгиней Ольгой более тысячи лет тому назад на Киевских горах.
Православные Поклонные кресты чаще всего встречаются деревянные, реже — каменные или литые. Они могут украшаться резьбой и орнаментами. Неизменным остается их православное содержание и ориентация на восток. В подножье
креста обычно укладывали камни так, чтобы получилось небольшое возвышение, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Иисус Христос. Участники события укладывали несомую с собой от своего порога горсть земли под основание креста.
В России возрождается традиция установления поклонных крестов. Сегодня их ставят при въезде в города, на месте разрушенных храмов, на возвышенностях, в память о жертвах репрессий.
Но в чем подлинный смысл Поклонного креста? В первую очередь – это знак благодарности или надежды. У жившего в XIX веке автора популярной статьи о придорожных крестах старосты одного из киевских храмов Ивана Малышевского есть версия, что в России возникновение крестов возле деревень и городов связано с татарским игом. Якобы наиболее смелые из жителей, укрывшихся в лесах от «хищных гостей», возвращались в разоренные жилища и ставили кресты на возвышенных местах в знак благодарности Богу. Одновременно кресты служили знаком и для остальных «беженцев», что беда миновала.
Но постольку, поскольку до нашего времени сохранились поклонные кресты XI-XII в.в., то мы заключаем, что традиция сооружать кресты возле сел и городов, а также на развилках дорог существовала до нашествия татар. Правда, до нас дошли только те из них, что были высечены из камня. Кресты в полях и у дорог часто напоминают о заброшенных поселениях: благоговение требовало отметить крестом или даже часовней место покинутого кладбища или храма.
Иногда кресты ставили, чтобы было, где молиться, пока не построен храм или часовня. Именно такие кресты и называют поклонными. Их высота была не менее четырех-пяти метров, и возле них служились панихиды по усопшим, молебны и другие службы.
Поклонные кресты ставились и в местах разрушенных храмов — там, где был престол и совершалась бескровная жертва (это место специально огораживалось как святое). Эту же традицию продолжают и современные миссионеры, посещающие далекие села на севере и северо-западе нашей страны. Вместе с местными жителями они устанавливают поклонные кресты там, где когда-то был алтарь разрушенных храмов. Если же храма не было, то крест ставится там, где стоял во время похода миссионерский храм-палатка и был престол. С этого момента такой поклонный крест становится местной святыней.
Существует специальный чин освящения поклонного креста, поэтому для верующих это особая святыня, то есть то, что отделено для Бога.