Слово «Радоница» на слуху даже у тех, кто далек от церковных традиций или этнологических изысканий. Например, кто-то может вспомнить, что первый поэтический сборник Сергея Есенина, изданный в 1916 году, получил заглавие «Радуница» (кстати, иные народные варианты названия праздника — Родуница, Радовница, Радошница, Родоница, Навий день, Могилки, Гробки, Тризны).
А вот объяснение смысла этого именования может вызвать затруднение. В нем явно слышится сходство с такими словами, как род, родство и, конечно же, радость. Так кто же догадается, что этот праздник, традиционный для всех восточнославянских народов, суть день, когда принято особо поминать усопших?! Воспоминание о смерти любимых людей и посещение их могил, на первый взгляд, трудно связать с радостным чувством.
Однако это именно так. Православная Церковь предлагает нам на девятый день после Пасхи — праздника Победы Христа над смертью, когда «воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость», — разделить эту непреходящую радость с усопшими близкими.
Радоница как день особого всецерковного поминовения усопших, скорее, плод сложившейся традиции, а не строгого предписания богослужебного Устава. Она ежегодно отмечается во вторник второй недели после Светлого Христова Воскресения, называемой также Фоминой или Радоницкой неделей. В 2019 году Радоница приходится на 7 мая.
В этот день во всех православных храмах молящихся объединяет не только Божественная литургия, но и специальная заупокойная служба — панихида. Радоница призвана возобновить и восполнить ежедневные молитвы об упокоении, которые не читались в период от Великого Четверга до завершения Светлой седмицы.
Святитель Афанасий (Сахаров) в труде «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» писал: «Поминовение усопших, известное у нас под именем Радоницы, совершается на Фоминой седмице, Радоница обязана своим происхождением тому установному предписанию, по которому в Великом Посте поминовение усопших по случаю нарочитых поминальных дней (3-го, 9-го и 40-го), не могущее быть совершено в свое время по случаю великопостной службы, переносится на один из ближайших будничных дней, в который может быть совершена не только панихида, но и полная литургия. В течение Великого Поста такими днями являются только субботы, да и то не все. За последние седмицы Поста и седмицу Пасхи всегда скопляется немало таких памятей об усопших, которые надо будет справлять в первый будничный день, когда может быть полная литургия. Таковым и является вторник Фоминой седмицы, так как накануне понедельника после вечерни нельзя еще совершать панихиду, как должно быть при поминовении… Типикон не дает никаких указаний относительно изменений в порядке службы в Радоницу, о которой он не упоминает. Это значит, что и при совершении поминовения усопших на основных суточных службах не должно быть допускаемо никаких изменений и отступлений от того порядка, который дается Уставом для данного дня. Радоница совпадает с попразднеством. Поэтому в Радоницу не только на вечерни и утрени, но и на повечерии и литургии не должно быть ничего специально заупокойного».
Конечно, мы с печалью поминаем дорогих нашему сердцу людей, оставивших земной мир, но печаль эта светлая, растворенная ликующим возгласом: «Христос воскресе!».