Для большинства россиян главным зимним праздником остаётся Новый год, поэтому все силы в декабре они направляют на встречу этого праздника. По этой причине многие верующие признаются, что у них не получается уделить должное внимание Рождественского посту, основная часть которого приходится на декабрь.
Даже среди людей, пребывающих в лоне Церкви давно, слышатся просьбы поставить Рождество перед Новым годом, чтобы спокойно отмечать оба праздника. Но летоисчисление ведётся по Григорианскому календарю (новый стиль), введённому в России после установления власти Советов в 1918 году, этот календарь был изобретён папой Григорием XIII в XVI в. Юлианский календарь, появившийся при императоре Юлии Цезаре в I в., в СССР больше не действовал. Несмотря на то, что страна живёт по новому стилю, церковные праздники продолжают высчитываться по старому стилю (Юлианскому календарю).
Летоисчисление Юлианского календаря зависит от положения Солнца, поэтому Рождество Христово приходится на 25 декабря. А, по Григорианскому календарю, праздник выпадает на 7 января, как он и отмечается сейчас Русской Православной Церковью наряду с некоторыми другими Церквями.
Несмотря на такую ситуацию, следует покориться решению церковных и светских властей. Рождество во многом настраивает на такой лад: кстати, эта дата не точная, а установленная в результате математических подсчётов. Во время новогодних тостов, обильных столов со скоромной пищей, оглушительных фейерверков приходится проявлять смирение, чтобы дождаться одного из главных христианских праздников.
А скольким людям приходилось проявлять терпение и смирение задолго до Рождества Христова. Ветхозаветные праведники наряду с грешниками попадали в ад, но в их душе жила вера в пришествие Мессии, который изменит жизнь людей к лучшему. Такая убеждённость подтверждалась предсказаниями пророков, самое точное из которых принадлежит пророку Исаии: «Се Дева во чреве приимети родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис: 7, 14).О том же спустя века напишет Евангелист Матфей после совершившегося факта, добавив: «имя ему Еммануил, что значит: с нами Бог». Еммануил — одно из имён Бога.Другое имя – Иисус: «и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя Иисус» (Лк: 1, 31) гласит обращение к Деве Марии.
В Священном Писании много места уделено роли Девы Марии в появлении на свет Спасителя. Она была избрана для великого дела, проявив смирение, которое показало Её величие. Об этом повествует Песнь Пресвятой Богородицы, взятая из Евангелия от Луки, где описывается диалог праведной Елисаветы – матери Иоанна Крестителя и Богородицы: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём, что призрел Он на смирение Рабы Своей» (Лк: 1, 46-48).
Песнь Божией Матери иллюстрирует значение прихода в мир Христа (Лк: 1, 50-53):
— милость Его в роды родов к боящимся Его;
— явил силу мышцы Своей;
— рассеял надменных помышлениями сердца их;
— низложил сильных с престолов;
— вознёс смиренных;
— алчущих исполнил благ;
— богатящихся отпустил ни с чем.
В этих строках заложены нормы поведения христианина, желающего следовать заповедям.
Помощником Девы Марии стал пожилой Иосиф, отличавший праведностью: он хранил Её тайну и во всём следовал наставлениям Ангела: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф: 1:20). Проявив смирение, он отправился с ней в Вифлеем для переписи, где им не нашлось места в гостинице, а Марии наступило время рожать. Величайшее событие в жизни человечества произошло втайне от всех в убогом месте – в пещере, где был приют для скота. Отсюда пошла традиция делать вертеп – сооружение, знаменующее место Боговоплощения.
О появлении на свет Иисуса первыми довелось узнать простым людям — пастухам: «Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чём возвестил нам Господь» (Лк: 2, 15).
Вторыми честь видеть Богомладенца выпала восточным мудрецам – волхвам,«Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф: 2,10-11). Эти предметы, сохранившиеся до сей поры, имеют символическое значение: золото – Иисус должен был стать Царём, ладан – восприятие Христа как священника – главы Церкви на земле, смирна –обращение к человеческой природе Спасителя, Ему суждено было пострадать, умереть, а потом воскреснуть.
Эти дары каждый христианин должен воплотить в своей жизни: золото указывает на необходимость постоянной работы над собой —«Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф: 5:48), ладан – «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом»(святитель Ириней Лионский), смирна –пришествие в мир Спасителя открыло всем путь к вечной жизни.
Смирение Божией Матери и Иосифа Обручника проявилось и в скорбях: «Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошёл в Египет» (Мф: 2:13-14).
Сейчас христианам необходимо выдержать сорокадневный пост для очищения души и тела. Самый строгий день – 6 января, названный Рождественским Сочельником. Назван день по имени блюда – сочива, которое представляет собой зерновое кушанье с орехами и мёдом, его простота подчёркивает скромность Христа, пришедшего в мир.
Сам Праздник также имеет много особенностей: праздничная служба, угощение, пение колядок. В Рождество никто не должен печалиться, поэтому необходимо творить дела милосердия для других людей. Господь прощает нам грехи и даёт возможность порадоваться:
В Рождество не стоит ждать внешних чудес и концентрироваться на преходящих радостях, необходимо впустить в свою душу Родившегося Христа, тогда внутри – в душе произойдёт чудо, освещающее всю жизнь и дарящее вечную радость.