Всем важным событиям Священной истории в церковной традиции посвящены отдельные праздники. Конечно же, самый главный из них — Пасха, Светлое Христово Воскресение, на сороковой день после которого отмечается Вознесение Иисуса Христа на небо. Это торжество входит в число двенадцати ключевых годовых праздников русского православного литургического календаря.
Узнать подробности о Вознесении Господнем мы можем из двух новозаветных книг — Евангелия от Луки (Лк. 24:50-51) и Деяний святых апостолов (Деян. 1:9-11). Кроме того, об этом событии упоминается в заключительной главе Евангелия от Марка (Мк. 16:19).
Ученики Спасителя свидетельствуют, что Он неоднократно являлся им после Своего Воскресения из мертвых. Во время этих встреч все могли удостовериться в истинности телесного Воскресения Христа. Однако вскоре Его видимое земное присутствие уступило место незримому пребыванию в Церкви.
В отличие от сокровенности пасхального чуда, Иисус Христос вознесся на небо в присутствии многих свидетелей. Это произошло на горе близ Вифании (Деян. 1:12). Господь преподал собравшимся благословение, а затем стал отдаляться от них и был сокрыт облаком. Затем ученики увидели «двух мужей в белой одежде», которые возвестили им Второе пришествие Христово (Господь Иисус добровольно принял на Себя смертную человеческую плоть и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству, Он вовеки пребывает Богочеловеком и вновь придет в наш мир «таким же образом», каким взошел на небо (Деян. 1:11), но уже «с силою и славою великою» (Мф. 24:30; Лк. 21:27)).
Ученики, помня повеление Иисуса не отлучаться из Иерусалима и ждать там обещанного от Отца (Лк. 24:49; Деян. 1:4), вернулись в столицу с «великою радостью» (Лк. 24:52). Причину этой радости мы возвещаем в праздничном тропаре: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира», или в русском переводе: «Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением в том, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира». В Иерусалиме спустя несколько дней на них сошел обетованный Святой Дух (Деян. 2:1-4) — это событие мы отмечаем, празднуя День Святой Троицы, или Пятидесятницу.
Место, где произошло Вознесение Господне, точно обозначается в Деяниях святых апостолов, это гора Елеон (Деян. 1:12). Согласно некоторым ветхозаветным пророчествам (например, Зах. 14:4), именно с этой горы должно начаться наступление Дня Господа.
Указание на временной промежуток от Воскресения до Вознесения Господня мы тоже находим в книге Деяний святых апостолов (Деян. 1:3). Сорок дней Иисус приобщал Своих учеников, по слову святителя Иоанна Златоуста, «тайнам Небесного Царства». Это число в Библии символизирует время духовного испытания. В ветхозаветные времена столько лет пророк Моисей вел богоизбранный народ по пустыне в Обетованную Землю. В земной жизни Господа Иисуса Христа сорок дней прошло от Его Рождества до принесения в Иерусалимский храм для посвящения Богу (Лк. 2:22-38), и столько же — после Крещения на Иордане, когда Он удалился в пустыню ради поста перед Евангельской проповедью (Мф. 4:1-2; Мк. 1:12-13; Лк. 4:1-2).
О явлениях Иисуса Христа ученикам после Воскресения «в продолжение многих дней» мы читаем и в других местах Нового Завета: Деян. 2:32-36; 3:15-16; 4:10; 5:30-32; 10:40-43; 13:31; 1 Кор. 15:5-8. Сам Христос подчеркнул, что Его Воскресение и Вознесение не были одномоментными, обращаясь к Марии Магдалине со словами, что Он «еще не восшел к Отцу» (Ин. 20:17).
Вознесение Господне является одной из тайн домостроительства нашего спасения. Событие ухода воскресшего Христа на небо оказалось доступным чувственному опыту Его учеников. А последующее мы знаем пока только в метафорах: «вхождение во славу» описывается в Лк. 24:26; Деян. 5:31; Еф. 4:8-10; Флп. 2:6-11; 1 Тим. 3:16; Евр. 1. 3:5; 2:9; 5:5; 12:2; Отк. 3:21; 12:5; о «прославлении» после Воскресения говорится в 1 Петр. 1:21; о «седении одесную Бога» мы читаем в Рим. 8: 34; Еф. 1:20; 2:5-6; Кол. 3:1.
Важность Вознесения Господня осознавалась уже первым христианским поколением. В древнейших дошедших до нас вероисповедных формулах, Символах веры и евхаристических молитвах (анафорах) Вознесение предстает как одно из основных событий земного служения Иисуса Христа. И сейчас на каждой Божественной литургии мы поем Никео-Цареградский Символ веры, шестой член которого утверждает нашу веру во Христа, «восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца».
Евхаристический смысл Вознесения Господня можно увидеть в беседе Иисуса о «хлебе небесном» (Ин. 6:22-71). Кстати о Причащении Телу Христову: как пишет архимандрит Киприан (Керн), «несмотря на разделяемость, необходимую для причащения многих, Агнец остается неповрежденным и неделимым. Это непостигаемое для ума свойство евхаристического Жертвоприношения позволяет совершать ежедневно Литургию на многих престолах по лицу вселенной, и Тело Христово остается неповрежденным и неиждиваемым. Это неиссякаемый источник вечной жизни. При этом в причастии подается верующим не какая-то часть Тела Христова, a всецелая Его телесность, и мы причащаемся не части Его пречистого Тела, a именно этой телесности. Мы причащаемся, несмотря на реальное преложение Святых Даров, не реально физическому Телу, страдавшему на Голгофе, a Телу, прославленному и вознесенному на небо, т. е. не ограниченному какими-то размерами и местом, a пребывающему в полноте прославленного и преображенного человечества. Весь Христос в интегральности Своего прославленного Тела преподается в наименьшей частице евхаристических Даров всем верующим».
Поскольку после Своего Вознесения Христос не оставил мира, Его присутствие сохраняется в таинствах Церкви, где Он пребывает во Святом Духе, Который был послан от Отца.
Сошествие Святого Духа на апостолов, отмечаемое нами в День Святой Троицы, до конца четвертого века праздновалось вместе с Вознесением Господнем. Долгое время сама Пятидесятница воспринималась христианами не как отдельный день, а как особая пора церковного года после Пасхи. К примеру, в трудах Тертуллиана она именуется laetissimum spatium — радостнейшим периодом.
Вслед за Пятидесятницей в отдельное торжество выделилось и Вознесение Господне, которое стало пониматься в том числе как образ обожения всякого верующего во Христа. Второе пришествие связано со всеобщим воскресением, но, по слову святителя Григория Паламы, вознесены («восхищены на облаках»; см 1 Фес. 4:16-17) будут только те христиане, которые «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию».